Как изменилось потребление дизеля во время войны в Украине
Война изменила все сферы жизни — экономику, логистику, энергетику. Потребление дизельного топлива — не исключение. У бизнеса, аграриев и перевозчиков изменились как потребности, так и возможности. Ниже — ключевые тенденции, факты и что они означают для рынка.
1. Рост потребления для армии и критической инфраструктуры
Из-за передвижения военной техники, логистики обороны, генераторов для больниц, пунктов обогрева, медучреждений и других критически важных объектов — спрос на дизель в некоторых регионах вырос. Часть топлива переориентирована именно на такие нужды.
2. Снижение гражданского потребления и деловой активности
Бизнес, расположенный ближе к линии фронта или в опасных зонах, частично приостановил деятельность или закрылся. Это сократило потребление в таких отраслях, как перевозки, строительство, сельское хозяйство. Особенно — в зонах обстрелов или массовой эвакуации.
3. Логистические сложности и изменение маршрутов поставки
Из-за разрушений дорог, мостов, железной дороги и инфраструктуры приходится искать обходные пути, использовать другие формы доставки — чаще всего автотранспорт. Это увеличивает расходы даже при стабильной закупочной цене на дизель.
4. Перебои в импорте и смена логистических цепочек
До войны значительная часть дизеля ввозилась через Беларусь и Россию. Сейчас поставки переориентированы на Евросоюз, особенно через Литву и Польшу. Это повысило требования к логистике и документации, но также — улучшило качество (дизель стандарта Euro-5 с заводов ЕС).
5. Ценовые колебания и внешние факторы
На цену дизеля влияют:
- мировая цена на нефть;
- курс валют;
- акцизы и изменения НДС;
- логистические риски.
Например, в 2023 году цены на дизель в ЕС росли быстрее, чем на нефть. В Украине также наблюдались волны роста из-за обострения ситуации на рынке. Были временные налоговые послабления (снижение НДС и акциза), но позже их вернули. Всё это добавило непредсказуемости.
6. Адаптация бизнеса и новые решения
- Компании начали фиксировать цены, заключать контракты заранее.
- Те, кто может, инвестируют в собственный автопарк и резервуары.
- Повышается интерес к качественному сертифицированному топливу — несмотря на цену, важно стабильное качество, особенно для генераторов и техники в экстремальных условиях.
Вывод:
Война сильно изменила рынок дизеля: с одной стороны — резкий рост потребления для армии и инфраструктуры, с другой — спад в гражданских секторах и новые логистические вызовы. Те компании, которые адаптировались, наладили прозрачные поставки и обеспечивают стабильное качество, становятся особенно ценными для бизнеса в таких нестабильных условиях.